Кирилл Форманчук (medved01) wrote,
Кирилл Форманчук
medved01

Автоматический или автоматизированный? Некоторые вопросы видеофиксации.

Хорошее исследование по теме. Есть правовая неопределенность в этом вопросе.
Оригинал взят у ivanponomar в Автоматический или автоматизированный? Некоторые вопросы видеофиксации.

В своем предыдущем посте я уже затрагивал тему автоматической видеофиксации нарушений ПДД и "писем счастья". Сейчас хотелось бы разобраться с такой "фундаментальной" проблемой, как "относимость" тех или иных устройств, применяемых ГИБДД России, к  "работающим в автоматическом режиме специальными техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи".
Ведь от того, является ли режим работы прибора автоматическим, напрямую зависит возможность и законность производства по делу об административном правонарушении в особом порядке - без составления протокола и участия лица, с существенным изъятием из принципа презумпции невиновности - наложением на лицо "обязанности" доказывать свою невиновность (так называемая "презумпция виновности" - сфотографировали значит виновен, см. примечание к ст. 1.5 КоАП РФ). 
В действующем законодательстве определения понятия "автоматический режим" не существует, поэтому "лезем" в толковые словари и специальную литературу. Где без труда находим, что "автоматический" значит функционирующей без вмешательства человека в соответствии с заранее заданным алгоритмом. Именно исключение человеческого фактора является главной особенностью применения средств работающих в автоматическом режиме. Не случайно Правовое управление Государственной Думы РФ отметило: «С учетом предназначения специальных технических средств, которое им отводится проектом и, прежде всего, как средств фиксации правонарушений, считаем необходимым установить в действующем законодательстве требования, которым они должны соответствовать, с тем, чтобы исключить возможность несанкционированного к ним доступа, ошибок при фиксации дорожно-транспортного происшествия и т.д., тем самым, сократив возможность привлечения к административной ответственности невиновных лиц».
Вроде бы все понятно, но если посмотреть специальную литературу более внимательно, то сразу можно найти еще одно понятие - "автоматизированный". Читаем: "в отличие от термина "автоматический", "автоматизированный" режим работы подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации". Чувствуете разницу? Все просто: автоматический - без участия человека, автоматизированный - с его участием. 
А теперь, собственно, рассмотрим некоторые приборчики.
Например, широко распространенный "КРИС-П". Берем описание с сайта-производителя. Читаем инструкцию. Прибор  сам фиксирует скорость, сам распознает номера, сам сохраняет информацию на флешку или может передавать ее на мобильный пост - ноутбук. Автоматический вроде - есть алгоритм он и работает...  Читаем инструкцию дальше... Кто вводит в него данные о месте установки и скоростном режиме?  Кто ставит его на дорогу? ЧЕЛОВЕК. Координаты не приходят автоматически со спутников ГЛОНАСС или GPS. Они приходят "автоматизированно" с мобильного поста - ноутбука. Передвинь хулиганы прибор за границу населенного пункта, или за зону с действующим ограничением скорости, он также будет автоматически работать, но работать уже будет неправильно. Тут же давайте предположим, что в нем был бы встроен ГЛОНАСС- или GPS- приемник и заложена база данных о действующих скоростных режимах для конкретных участков дорог, ну наверное еще и автоматическая система контроля правильности установки... В этом случае все было бы на 100% автоматическое и не вызывало бы никаких сомнений: поставили и он сам начал работу. В существующем  же виде прибор целесообразно использовать в связке с полицейским и обычным порядком привлечения к ответственности "любителей погонять" - с остановкой ТС и последующим общением с инспектором (которое, как мне кажется, оказывает лучшее влияние, чем черно-белое письмо в почтовом ящике). В связке с ним "КРИС-П" - это нужный, надежный и вполне объективный друг.
С "КРИС-С" - стационарным прибором, все по другому, хотя настраивают его также как и КРИС-П. Лишь с учетом конструкции этот прибор полностью автомат: его не передвинешь и легко проверишь как он установлен. Он висит всегда на одном месте. Скоростной режим один. . Ничего тут не скажешь.
Ну и пару слов о приборе "Паркон".

Читаем принцип работы: В процессе подготовки видеофиксатора к работе создается список участков дорог с запрещенной остановкой и стоянкой для последующей автоматизированной обработки зафиксированных нарушений правил парковки. Не автоматической. К нему подключается  и ГЛОНАСС и GPS, он сам снимает, но его возят.  По определению он уже в связке с инспектором ДПС.
Вообще с нарушениями скоростного режима и правил парковки бороться надо. Бороться надо с любыми нарушениями закона.И научно-технический прогресс должен быть помощником. Однако следует помнить, что в основе работы любого  прибора в первую должны лежать принципы законности, достоверности и проверяемости.

Tags: ГИБДД, КоАП РФ, видео, фиксация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments