Кирилл Форманчук (medved01) wrote,
Кирилл Форманчук
medved01

Национальные особенности топливного беспредела



Окончание. Читать начало и продолжение.



Рассмотрим географическую структуру доходов российских нефтяных компаний.

Экспорт и реализация нефти и нефтепродуктов на зарубежных рынках обеспечивают две трети выручки «Газпром нефти», для остальных компаний – до трех четвертей выручки и более.

От реализации в России менее всего зависят ЛУКОЙЛ – всего 11% выручки – и «Роснефть» – около 18% выручки. У ТНК-ВР реализация в России составляет почти четверть выручки, у «Газпром нефти» – почти треть.

Для снижения прибыли на 1% необходимо снизить внутренние цены, например, ЛУКОЙЛа на 8,3%, ТНК-ВР на 4,1%. При допустимом снижении прибыли ЛУКОЙЛа на 3%, а ТНК-ВР на 5% снижение внутренних цен составит 25% и 20% соответственно.

Лидером по этому показателю является «Роснефть» – возможность снижения внутренних цен на нефть и нефтепродукты составляет более 35%. Меньше всех возможностей у «Газпром нефти» – снижение внутренних цен не более 15%.

Таким образом, прекращение дотирования экспорта нефтяных компаний российским рынком может снизить внутренние цены на нефть и нефтепродукты на 15-35% даже при нынешнем уровне налогообложения. На сегодня это соответствует цене 18-22 рубля за литр бензина в рознице. Вопрос: что этому мешает? Ответ: нетбэк.

 



Разобраться с нетбэком поможет выдержка из доклада вице-президента ОАО «Роснефть» Питера О”Браена, которому мы и выражаем признательность.

Нетбэк составляет выручка от реализации нефтепродуктов за вычетом налогов в виде экспортной пошлины или акцизов и расходов на переработку, их транспортировку и реализацию, а также содержание управленцев.

Как следует из доклада, целью до 2008 года являлось доведение среднего нетбэка до «чистой экспортной цены на нефть», которая равна разности экспортной цены и пошлины на нефть. Как видно, имеет место принцип «общего котла», когда экспортные и внутренние налоги смешиваются, а доходы на внутреннем рынке должны соответствовать доходам от экспорта.

Отчасти этим и объясняется, почему за каждый литр нефти в цене бензина мы платим по мировым ценам. Однако если бы этот принцип сохранился и в период кризиса, в 2009 году цены на бензин упали бы до 15-17 рублей за литр. Но стратегия изменилась, и, покупая бензин, за литр нефти мы платили по цене выше мировой.

 



Следует заметить, что правительство пытается управлять нетбэком, увеличивая экспортную пошлину при росте мировой цены на нефть. По идее, это должно приводить к снижению «чистой экспортной цены нефти», снижению нетбэка и внутренних цен на бензин. Однако метод не работает: внутренние цены всегда растут и почти не снижаются.

Основной причиной является гибкая политика нефтяных компаний. Если до 2008 года преобладала концепция «равенства нетбэка и чистой экспортной цены», то с 2009 года преобладает концепция «максимизации нетбэка». То есть принципиальных ограничений для роста внутренних цен больше нет.

В период кризиса новая концепция успешно применялась для компенсации экспортных потерь увеличением доходов на российском рынке. Основной сопутствующий метод – непрозрачное ценообразование.

В заботе о России в правительство регулярно вносятся предложения министерств и нефтяных компаний по изменению налогообложения нефтяной отрасли. Новые предложения Минэнерго, в частности, предусматривают снижение экспортных пошлин и замену налога на добычу полезных ископаемых «налогом на сверхдоходы» (НДД).

Следует, однако, заметить, что ни одно из предложений не устраняет принцип «общего котла» экспортных и внутренних налогов и затрат при ценообразовании. Ни одно из предложений не гарантирует снижение цен на российском рынке.

Вместе с тем, есть простое и доступное решение. Осуществляемое основным акционером управление затратами и ценами двух-трех нефтяных компаний, в которых государство имеет контрольный или преобладающий пакет.

Если «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» снизят цены на своих АЗС, это же будут вынуждены сделать и другие участники рынка. Для такого снижения не нужны шумные пиар-акции со снижением цен на рубль. Скорее, наоборот. Вопрос: почему не сделано?

 



Рассмотрим некоторые причины, они же следствия, или причины следствия. Проблема несбалансированных, монопольно высоких внутренних цен является следствием более общей проблемы.

Удобная позиция «рынок сам все отрегулирует» привела к тому, что в стране отсутствует единая сбалансированная государственная политика экономического развития. Пока есть только единая Россия.

Правительственные решения выглядят спонтанными, непродуманными, принятыми под давлением обстоятельств. Это касается и памятного снижения цен на бензин на 1 рубль, и блуждания в лабиринте налоговых новаций. На этих примерах видны типичные дефекты системы принятия решений.

Первое. Важнейшие решения принимаются «узким кругом». В первую очередь учитываются интересы «своих», а не общенациональные интересы.

Второе. Отбор на ключевые позиции осуществляется по принципу личной преданности, среди «своих». Отсюда зачастую некомпетентность и тотальная коррупция.

Третье. Замкнутость, клановость, как следствие – недостаток информации или одностороннее ее восприятие, низкое качество подготовки решений.

В итоге вместо системных решений практикуется управление в ручном режиме как результат неэффективности вертикали. Исполнение несвойственных функций чередуется с делегированием ответственности на места, как это происходит с транспортным налогом, энерготарифами, тарифами ЖКХ.

При этом делегирование осуществляется в условиях, когда оно не подготовлено – нет соответствия полномочий и ответственности. В итоге тот, кто принимает решения, ни за что не отвечает. А тот, кто отвечает, не имеет полномочий.

Отсутствуют и более важные элементы корпоративной культуры корпорации Российское государство. Нет миссии – национальной идеи, нет национальной стратегии, государственных политик, разъясняющих государственным чиновникам смысл их существования. В итоге личные интересы преобладают над общенациональными.

Что делать? В качестве посильной меры исправления ситуации Федерация автовладельцев выбирает общественный контроль. Его направления, в частности, включают.

Первое. Публичность информации, представляющей общественный интерес. В том числе об авторах принимаемых решений. Включая публичность информации о формировании цен монополий. Эта информация не может быть конфиденциальной.

Второе. Отставка некомпетентных коррумпированных чиновных управленцев в результате объединения общественных организаций и всех неравнодушных граждан с требованием отставки конкретного должностного лица.

Третье. Публичный конкурсный отбор при назначении на ключевые должности, с публикацией вакансий и результатов отбора.

Цель общественного контроля – самозащита интересов граждан страны. Предлагаем всем присоединяться.

 



Завершая тему сбалансированной экономической политики, определим пространство экономических возможностей для исправления ситуации.

Определяющая роль государства характерна для модели управления, основанной на централизации. Она эффективна в периоды войн, кризисов, догоняющего развития, когда цели ясны и необходима концентрация усилий на очевидных направлениях. Примерами догоняющего развития на основе такой модели являются СССР и современный Китай.

В мирное время для опережающего развития более эффективна децентрализация. Когда цели развития многообразны и не ясны, важен свободный выбор и поиск альтернатив, что предполагает риск и определяющую роль частной и общественной инициативы. Составляющими этой модели являются конкуренция и рыночная экономика. Пример опережающего развития – США.

А что у нас? Догоняющим развитием традиционных отраслей, то есть импортом готовых технологий, государство практически не занимается. А это питание, жилье, товары массового спроса – база социальной стабильности.

Скудные государственные ресурсы сконцентрированы в оазисах опережающего развития, типа Роснано или Сколково. И могут остаться там навсегда, поскольку инновации сопряжены с повышенным риском.

Зато мы внесем свой вклад в мировую практику управления, показав всему миру особую модель опережающего развития. Где кем-то для всех определены ровно пять направлений централизованного развития, где куда-то так же централизованно отбираются участники – получатели налоговых льгот и преференций.

Руля наоборот, лайнер российской модернизации, как это у нас принято, выбирает особый путь. Правда, океан российской экономики, по которому должен идти лайнер, постепенно высыхает. Скорее всего, оазисы модернизации, как и нефть, также предназначены на экспорт.

Надеяться не на кого, ситуацию нужно исправлять самим. Тем более что не все так плохо, если, конечно, все не так плохо. Наиболее выгодное для инвестиций с минимальным риском догоняющее развитие, то есть импорт готовых технологий, остается свободным для частно-общественной инициативы.

Для окупаемости таких инвестиций необходим емкий внутренний рынок, с высоким уровнем потребления. Именно такой рынок соответствует интересам российских граждан. Что нужно сделать для его создания?

Для начала – сконцентрировать общественное мнение на ограниченном наборе очевидных для всех требований, отражающих направление главного удара в диалоге с властью. Основное требование к экономической политике – снижение налоговой нагрузки для всей экономики, а не только для избранных. Как следствие – снижение внутренних цен.

Более емкое требование – приоритет внутреннему рынку. Переход от экспортно-сырьевой модели, ограничивающей внутренний рынок, к кейнсианской модели экономического развития, основанной на стимулировании собственного потребления.

Все необходимые ресурсы для такой модели развития у России есть, а ее эффективность доказали США в послевоенный период. Однако в отличие от модели потребления ради потребления, необходимо определить цели более высокого уровня, что и составит конкурентное преимущество России.

Ну вот, похоже, мы уже приплыли.

Андрей Юрьев
Московское отделение ФАР



Опубликовано на сайте ФАР www.farso.ru
Tags: ФАР, налоги, топливо, цены
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment