Кирилл Форманчук (medved01) wrote,
Кирилл Форманчук
medved01

Из чего складывается цена бензина. Занимательные картинки.

Продолжение. Читать начало



На этом краткое вступление закончено, переходим к основной теме форума.

Доля налогов в розничной цене бензина составляет 52-55%, а с учетом «вложенных» налогов – до 60% В розничной цене дизельного топлива – 45-47% и 53% соответственно.

Расчет выполнен для мировой цены нефти «Юралс» 100-110 долларов за баррель при курсе 28-29 рублей за доллар, для розничных цен на московских АЗС «Роснефти» в период после памятного снижения цен на 1 рубль.

Доля налога на добавленную стоимость составляет 15% с четвертью. Акцизы, перешедшие из оптовой цены, добавляют еще 16% к цене бензина и 8,5% к цене дизельного топлива.

Доля налога на добычу полезных ископаемых, перешедшего из стоимости сырой нефти, составляет 15-17%. Оценка вклада остальных налогов проведена на основе данных ОАО «Роснефть».

Выводы. Покупая бензин, более половины цены мы платим не нефтяным компаниям, а в федеральный и региональные бюджеты. Куда и кому потом уходят наши налоги – великая российская тайна.

Вследствие увеличения ставок акцизов сумма НДС и акциза сопоставима с экспортной пошлиной на нефтепродукты. К 2013 году акцизы увеличат еще более чем на 2 рубля, а экспортные пошлины планируют снижать. То есть налоговая нагрузка на российского потребителя выше, чем нагрузка на экспорт.

При снижении мировой цены нефти и внутренней цены нефтепродуктов эта разница еще более заметна, поскольку доля налогов в цене возрастает. Это связано с тем, что акцизы взимаются по фиксированным ставкам, которые не снижаются при снижении цен, а НДС взимается, в том числе, и с суммы акцизов.

Таким образом, кумулятивное действие НДС и акцизов представляет наибольшую угрозу интересам российского потребителя.

 



 

Вследствие высоких налогов и завышенных цен российские автовладельцы оплачивают российскую нефть по мировым ценам. На слайде приведено сравнение апрельских оптовых цен на автомобильное топливо с суммой мировой цены нефти и стоимости ее переработки на российских НПЗ. И эта сумма оказывается ниже.

При этом в расчетах принята максимальная оценка стоимости переработки, в 2-3 раза превышающая реальные операционные затраты. Тот же принцип использован и для оценки себестоимости добычи и транспортировки сырой нефти до НПЗ. В сумме стоимость добычи и переработки нефти не превышает 15% в оптовой цене бензина или дизельного топлива, а в розничной цене – и того меньше.

Доля налогов в оптовой цене составляет 55-60% (без учета «вложенных» налогов). Для оценки прибыли нефтяной компании в цене принята норма прибыли 15-20% в соответствии с финансовой отчетностью российских компаний. Это примерно 3-4 рубля на литр.

При этом в оптовой цене остается еще 1,5-2 «неучтенных» рубля на каждый литр. Не предполагая ничего плохого, относим их на разброс цен реализации светлых нефтепродуктов и мазута, который экспортируется по бросовым ценам. Тем не менее, эта надбавка к себестоимости также формирует доход нефтяной компании.

Резюме. Налоги и сверхдоходы нефтяных компаний в оптовой цене нефтепродуктов создают эффект мировой цены нефти на российском рынке. Их полный перенос в цену сырой нефти может защитить российского потребителя от дальнейшего завышения цен, поскольку рост внутренней цены на нефть ограничен мировой ценой.

 



 

Немного экзотики. На слайде представлены данные Саудовской нефтяной компании о подтвержденных запасах пластовой нефти и природного газа основных мировых экспортеров. Эти данные не учитывают запасы нефтяных песков и сланцевого газа.

При текущем уровне добычи, разведанных запасов нефти России хватит на 15-20 лет, природного газа – на 30-40 лет. Разумеется, при увеличении объемов разведочного бурения извлекаемые запасы могут расти, однако и объем их добычи также будет возрастать. То есть оценка остается в силе.

На рынке нефти по запасам Россия занимает последнее место среди основных экспортеров, и, видимо, никогда не станет мировым лидером. То есть не сможет определять мировую конъюнктуру и останется второстепенным зависимым игроком. На рынке газа Россия – мировой лидер, однако это преимущество до сих пор не используется.

Неизбежные следствия. Если экономический рост в России все-таки состоится, и внутреннее потребление будет расти, необходим переход от стимулирования экспорта нефти к его ограничению и постепенной замене экспортом газа.

Весьма вероятен переход к американской модели, когда стратегическая безопасность обеспечена собственной добычей нефти, а часть потребностей покрывается импортом более дешевой нефти и нефтепродуктов. Для России их источником могут быть ближайшие соседи. Эта модель соответствует интересам российских потребителей, поскольку стимулирует конкуренцию и снижение цен на российском рынке.

Для перехода к такой модели необходимо оптимизировать налоговую систему: сократить НДС и акцизы на нефтепродукты, закрывающие внутренний рынок от конкуренции. При этом всю нефтяную налоговую нагрузку можно переложить в стоимость сырой нефти, цена которой на открытом внутреннем рынке всегда будет ниже мировой.

 



 

По результатам проведенного анализа сформированы следующие предложения по оптимизации налогов.

Первое. Снизить ставку НДС с 18 до 9% поэтапно в течение трех лет. Одновременно сократить налоги с зарплат (подоходный и страховые взносы) до уровня не более 33% в сумме.

Это должно привести к снижению инфляции на 2-3% в год и увеличению налоговых поступлений за счет легализации теневых оборотов. Дополнительной компенсацией может быть восстановление ставки налога на прибыль до 24% и налога на доходы физических лиц в виде дивидендов до 15%.

Второе. Отменить акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо установленных стандартов качества, признав их товарами социальной значимости. В качестве допустимой компенсации возможно увеличение экспортной пошлины или налога на добычу нефти (или налога, его заменяющего). Часть этого налога может зачисляться в федеральный и региональные дорожные фонды по той же сетке, которая используется для акцизов.

Третье. Отменить транспортный налог, который с 2011 года уже включен в стоимость автомобильного топлива через увеличение акцизов.

Другие предложения: оптимизировать экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты с учетом экспортной стратегии России, создать международную «рублевую» биржу нефти, газа и нефтепродуктов для использования преимуществ регионального и мирового лидера.

Результатом сокращения НДС и отмены акцизов должно стать снижение цен на АЗС на 15-20%. А в случае ограничения сверхдоходов нефтяных компаний на внутреннем рынке снижение цен может составить 30% и более.

 



 

Анализ доходов нефтяных монополий показывает, что норма прибыли зарубежных компаний не превышает 9,5% выручки. И этой прибыли хватает и для выплаты дивидендов акционерам, и для покрытия инвестиций в программы развития.

Норма прибыли российских компаний в 1,5-2 раза выше, достигая 14-16% и более. Очевидно, что эти преимущества им обеспечивает российский рынок.

Низкие зарплаты и уровень доходов российских граждан, относительно низкие цены российских поставщиков материалов и комплектующих обеспечивают низкую себестоимость нефти и нефтепродуктов, отправляемых на экспорт. А высокие внутренние цены на топливо, как и на все энергоресурсы, увеличивают сверхдоходы российских монополий.

Характерным примером является сравнение прибыли «ТНК-ВР Холдинг», имеющей активы только на территории России, и «ТНК-ВР интернешнл», объединяющей все активы, включая зарубежные. Как показывает сравнение, прибыль приносят только российские активы.

 



 

Куда уходит сверхприбыль российских нефтяных монополий?

Капиталовложения из прибыли (дополнительно к амортизации) у ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и ТНК-ВР составляют до трети годовой прибыли, у «Газпром нефти» – почти половину прибыли. Дивиденды акционерам только у ТНК-ВР более половины прибыли, у остальных – не более одной десятой, одной пятой от прибыли.

Значительная часть доходов уходит в «кубышку» – на формирование финансовых резервов за счет собственных средств. Точнее, средств, полученных от потребителей. Так, накопленные финансовые резервы «Роснефти» превышают ее годовую прибыль, у «Газпром нефти» и ТНК-ВР финансовые резервы составляют более половины прибыли, у ЛУКОЙЛа – более трети прибыли.

Таким образом, возможно снижение нормы прибыли российских нефтяных компаний на 3-7% – до среднемирового уровня. Это снижение не нанесет ущерб ни их акционерам, ни инвестициям в их развитие.

Соответствующее снижение выручки нефтяных компаний на 3-7% может быть отнесено целиком на снижение внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Это обусловлено тем, что экспортная выручка задана мировыми ценами, которыми и определяется среднемировой уровень рентабельности.

Окончание следует.
Московское отделение ФАР
 

Опубликовано на сайте ФАР www.farso.ru
Tags: ФАР, налоги, топливо, цены
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments